1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.18 (11 Votes)

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какие особенности значительно расширяют «ассортимент» аккордов?
Альтерированные аккорды

Этот вид аккордов получается в результате повышения, либо понижения одной из ступеней аккорда на полутон. Сразу оговоримся, что III и VII ступени изменять нельзя, т.к. они отвечают за принадлежность аккорда к мажору или минору. Можно изменять V, IX, XI и XIII ступени. Указанное изменение ступеней не изменяет гармоническую функцию аккорда.

Обозначение альтерированных аккордов

Собственных названий аккорды этого вида не имеют. Обозначаются они следующим образом: сначала указывается название аккорда, после чего пишется необходимый знак альтерации (диез или бемоль), а затем изменяемая ступень.

Ниже приводим пример. Сравните: большой мажорный септаккорд Сmaj7 и построенный от него Сmaj75:

До-мажор септаккорд

Рисунок 1. Большой мажорный септаккорд (Cmaj7)

До-мажор доминантсептаккорд с пониженной V ступенью

Рисунок 2. Большой мажорный септаккорд с пониженной V ступенью (Сmaj75)

Сравните звучание обоих аккордов, щёлкнув мышкой по рисункам примеров. Обратите внимание, что Cmaj75 — диссонирующий аккорд.

Давайте разберём, как был построен Cmaj75. Мы использовали в качестве основы большой мажорный септаккорд Cmaj7. Для того, чтобы построить Cmaj75, нужно понизить V ступень, это нота соль — её и понижаем. Вот и всё, аккорд построен.

Итоги

Поэкспериментируйте с альтерированными аккордами, вы найдёте много интересных звучаний.