Редактор, корректор: Полина Полянская
Какие особенности значительно расширяют «ассортимент» аккордов?
Альтерированные аккорды
Этот вид аккордов получается в результате повышения, либо понижения одной из ступеней аккорда на полутон. Сразу оговоримся, что III и VII ступени изменять нельзя, т.к. они отвечают за принадлежность аккорда к мажору или минору. Можно изменять V, IX, XI и XIII ступени. Указанное изменение ступеней не изменяет гармоническую функцию аккорда.
Обозначение альтерированных аккордов
Собственных названий аккорды этого вида не имеют. Обозначаются они следующим образом: сначала указывается название аккорда, после чего пишется необходимый знак альтерации (диез или бемоль), а затем изменяемая ступень.
Ниже приводим пример. Сравните: большой мажорный септаккорд Сmaj7 и построенный от него Сmaj7♭5:
Рисунок 1. Большой мажорный септаккорд (Cmaj7)
Рисунок 2. Большой мажорный септаккорд с пониженной V ступенью (Сmaj7♭5)
Сравните звучание обоих аккордов, щёлкнув мышкой по рисункам примеров. Обратите внимание, что Cmaj7♭5 — диссонирующий аккорд.
Давайте разберём, как был построен Cmaj7♭5. Мы использовали в качестве основы большой мажорный септаккорд Cmaj7. Для того, чтобы построить Cmaj7♭5, нужно понизить V ступень, это нота соль — её и понижаем. Вот и всё, аккорд построен.
Итоги
Поэкспериментируйте с альтерированными аккордами, вы найдёте много интересных звучаний.