int_000 gramota_003 int_002

 
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 3.74 (29 Votes)

Редактор, корректор: Полина Полянская

Немного истории.

Музыка, как и любая другая наука, не стоит на месте, развивается. Музыка нашего времени довольно сильно отличается от музыки прошлого не только «на слух», но и в плане используемых ладов. Что сейчас у нас «на вооружении»? Мажорный лад, минорный... что-то ещё есть столь же сильно распространённое? Нет? Изобилие коммерческой музыки, легко ложащейся на слух, выводит на первое место минорный лад. Почему? Этот лад родной русскому уху, его и используют. А что с западной музыкой? Там преобладает мажорный лад — он им более близок. Хорошо, пусть так. А восточные мелодии? Минор взяли мы, мажор «отдали» западным народам, а что используют на востоке? У них очень колоритные мелодии, ни с чем не спутать. Давайте попробуем следующий рецепт: берём мажорный лад и опускаем у него II ступень на полтона. Т.е. между I и II ступенью у нас получается полтона, а между II и III ступенями — полтора тона. Вот пример, обязательно послушайте его:

Фригийский лад, пример

Рисунок 1. Пониженная II ступень

Над нотами «до» в обоих тактах волнистая черта — это вибрато (для полноты эффекта). Услышали восточные напевы? А всего-то понижена II ступень.

Средневековые лады

они же церковные лады, они же григорианские лады, представляют собой чередование ступеней гаммы до-мажор. Каждый лад содержит в себе восемь ступеней. Интервал между первой и последней ступенями — октава. Каждый лад состоит только из основных ступеней, т.е. знаков альтерации нет. Лады имеют разную последовательность секунд за счёт того, что каждый из ладов начинается с различных ступеней до-мажора. Например: ионийский лад начинается нотой «до» и представляет собой до-мажор; эолийский лад начинается с ноты «ля» и представляет собой ля-минор.

Изначально (IV век) было четыре лада: от ноты «ре» до «ре», от «ми» до «ми», от «фа» до «фа» и от «соль» до «соль». Назывались эти лады первым, вторым, третьим и четвёртым. Автор этих ладов: Амвросий Миланский. Эти лады называют «автентическими», что переводится, как «коренные» лады.

Каждый лад состоял из двух тетрахордов. Первый тетрахорд начинался тоникой, второй тетрахорд начинался доминантой. Каждый из ладов имел особую «финальную» ноту (это «Финалис», о нём чуть ниже), которой заканчивалось музыкальное произведение.

В VI веке Папа Григорий Великий добавил ещё 4 лада. Его лады находились ниже автентических на чистую кварту и назывались «плагальными», что означает «производные» лады. Плагальные лады образовывались переносом верхнего тетрахорда на октаву вниз. Финалисом плагального лада оставался финалис его автентического лада. Название плагального лада образуется от названия автентического лада с добавлением «Гипо» к началу слова.

Кстати, именно Папа Григорий Великий ввёл буквенное обозначение нот.

Остановимся подробнее на следующих понятиях, используемых для церковных ладов:

  • Финалис. Основной тон лада, конечный тон. Не путайте с тоникой, хотя они и похожи. Финалис не является центром тяготения остальных нот лада, но при окончании на нём мелодии — воспринимается также, как и тоника. Финалис лучше назвать «заключительным тоном».
  • Реперкусса. Это вторая ладовая опора мелодии (после Финалиса). Это звук, характерный для данного лада, является тоном повторения. С латыни переводится как «отражённый звук».
  • Амбитус. Это интервал от низшего звука лада до высшего звука лада. Показывает «объём» лада.

Таблица церковных ладов

ТонЛадКомментарийАмбитусРеперкуссаФиналис
I Дорийский Первый автентический d — d1 a d
II Гиподорийский Первый плагальный A — a f d
III Фригийский Второй автентический e — e1 c1 e
IV Гипофригийский Второй плагальный H — h a e
V Лидийский Третий автентический f — f1 c1 f
VI Гиполидийский Третий плагальный c — c1 a f
VII Миксолидийский Четвёртый автентический g — g1 d1 g
VIII Гипомиксолидийский Четвёртый плагальный d — d1 c1 g
IX Эолийский Пятый автентический a — a1 e1 a
X Гипоэолийский Пятый плагальный e — e1 c1 a
XI Ионийский Шестой автентический c1 — c2 g1 c1
XII Гипоионийский Шестой плагальный g — g1 e1 c1

 

Этос

У каждого церковного лада определялся свой характер. Его называли «этос». Например, дорийский лад характеризовался как торжественный, величественный, серьёзный. Общая черта церковных ладов: избегается напряжённость, сильные тяготения; присущи возвышенность, спокойствие. Церковная музыка должна быть отрешённой от всего мирского, она должна успокаивать и возносить души. Даже были противники дорийского, фригийского и лидийского ладов, как языческих. Они выступали против романтичных (плаксивых) и «изнеженных» ладов, которые несут разврат, нанося непоправимый урон душе.

Характер ладов

Что интересно: существовали красочные описания ладов! Это действительно интересный момент. Обратимся за описаниями к книге Ливановой Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века)», глава «Музыкальная культура раннего Средневековья». Цитаты приведём в таблице для ладов Средневековья (8 ладов):

Словесные описания ладов
ЛадОписание лада по книге Ливановой Т.
I Подвижный, ловкий, пригодный для всякого чувства
II Серьёзный и плачевный, глухо-торжественный, жалобный
III Стремительный, возбужденный, изобилующий скачками; строгий и негодующий, гневный и суровый; побуждающий к борьбе
IV Скромный или спокойный; льстивый; приятный и болтливый
V То как скромный и радостный, то как распущенно-веселый
VI То как страстный с мягкими скачками, то как «плачевный», печальный, трогательный, благочестивый
VII Болтливый из-за быстрых поворотов, распутный и приятный; юношеский
VIII Это лад мудрецов, приятный и величественный лад старцев, постоянно серьезный, величавый из-за малого количества скачков

 

Лады Средневековья на нотном стане

Укажем расположение нот на нотном стане для каждого лада. Обозначение реперкуссы: Реперкусса, обозначение финалиса: Финалис.

Таблица Средневековых ладов
ЛадНазваниеНоты
I Дорийский Дорийский лад
II Гиподорийский Гиподорийский лад
III Фригийский Фригийский лад
IV Гипофригийский Гипоригийский лад
V Лидийский Лидийский лад
VI Гиполидийский Гиполидийский лад
VII Миксолидийский Миксолидийский лад
VIII Гипомиксолидийский Гипомиксолидийский лад

 

Средневековые лады на современном нотном стане

Систему Средневековых ладов в некотором виде можно показать на современном нотном стане. Выше было сказано буквально следующее: Средневековые «лады имеют разную последовательность секунд за счёт того, что каждый из ладов начинается с различных ступеней до-мажора. Например: ионийский лад начинается нотой „до“ и представляет собой до-мажор; эолийский лад начинается с ноты „ля“ и представляет собой ля-минор». Этим мы и воспользуемся.

Рассмотрим до-мажор. Поочерёдно берём из этого звукоряда 8 нот в пределах одной октавы, каждый раз начиная со следующей ступени. Сначала от I ступени, затем от II ступени и т.д.:

Ступени C-dur и Средневековые лады
C-durЛадЗвукорядКомментарий
I, нота «до» Ионийский c — d — e — f — g — a — h — c Это до-мажор
II, нота «ре» Дорийский d — e — f — g — a — h — c — d Отличие от минора — повышенная VI ступень
III, нота «ми» Фригийский e — f — g — a — h — c — d — e Сильное тяготение II ступени к I (интервал: м.2)
IV, нота «фа» Лидийский f — g — a — h — c — d — e — f Сильное тяготение VII ступени к I снизу
V, нота «соль» Миксолидийский g — a — h — c — d — e — f — g Сыграйте этот лад без IV ступени, вы услышите рок-н-ролл
VI, нота «ля» Эолийский a — h — c — d — e — f — g — a Натуральный минор
VII, нота «си» Локрийский h — c — d — e — f — g — a — h Сильное тяготение II ступени к I (интервал: м.2)

 


 

Итоги

Вы окунулись в историю музыки. Это полезно и интересно! Теория музыки, как вы убедились, раньше отличалась от современной. В данной статье рассмотрены, конечно, не все аспекты Средневековой музыки (комма, например), но некоторое впечатление должно было сложиться.

Возможно, мы ещё вернёмся к теме Средневековой музыки, но уже в рамках других статей. Данная статья, мы считаем, перегружена информацией, а мы против статей — гигантов.