Редактор, корректор: Полина Полянская
Какие самые популярные последовательности аккордов можно встретить в песнях?
Главные трезвучия в мажоре
На всех ступенях мажора можно построить трезвучия. Напомним, что интервалы между соседними нотами трезвучия должны составлять терцию. Строя трезвучия от ступеней лада, разрешено использовать только те звуки, которые входят в рассматриваемый лад. Например, рассматриваем C-dur. Строим трезвучие, от ноты E. Возможны варианты трезвучий:
- Мажорное: E-G♯-H
- Минорное: E-G-H
- Уменьшенное: E-G-B
- Увеличенное: E-G♯-H♯
Видим, что только в минорном трезвучии нет знаков альтерации. В остальных трёх обязательно есть диез или бемоль. Поскольку рассматриваемый нами звукоряд не содержит нот с диезами или бемолями, мы можем выбрать только минорное трезвучие (без знаков альтерации).
По такому принципу построим трезвучия от каждой ступени мажорного лада (на примере ):
Рисунок 1. Главные трезвучия в мажоре
На рисунке от каждой ступени построено трезвучие. Рамками выделены ступени (I, IV и V, это главные ступени), от которых построены мажорные трезвучия. Это главные трезвучия, они имеют индивидуальные названия:
- Трезвучие, построенное от I ступени: тоническое. Обозначается: T.
- Трезвучие, построенное от IV ступени: субдоминантовое. Обозначается: S.
- Трезвучие, построенное от V ступени: доминантовое. Обозначается: D.
Обращаем ещё раз внимание: все три главных трезвучия — мажорные. Они наиболее соответствуют звучанию мажорного лада: и лад мажорный, и трезвучия мажорные.
Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.
Главные трезвучия в миноре
Аналогично строим трезвучия в миноре. На главных ступенях будут располагаться минорные трезвучия. Названия трезвучий такое же, как и в мажоре, только они обозначаются маленькими буквами: t, s, d. На рисунке ниже изображён :
Рисунок 2. Главные трезвучия в миноре
В практике доминантовое трезвучие почти всегда используется с повышенной 7 ступенью минора, то есть терцией аккорда. Таким образом, вместо ми-соль-си мы скорее всего услышим в музыке ми-соль диез-си. Такое трезвучие помогает музыке двигаться вперед, развиваться:
Рисунок 3. Главные трезвучия в миноре
Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.
Соединение аккордов
Соединением (двух) аккордов называют их последовательность в музыкальном произведении. Последовательность из нескольких аккордов называют гармоническим оборотом.
Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Они очень широко распространены в музыке. Полезно знать их простейшие соединения, приводим список для мажора и минора:
T-D-T
t-d-t
T-S-T
t-s-t
T-S-D-T
t-s-d-t
Итоги
Вы познакомились с главными трезвучиями мажорного и минорного ладов. Мы их построили от I, IV и V ступеней. Обратите внимание на их простейшие соединения.