Редактор, корректор: Полина Полянская
Какие существуют популярные модификации минора для придания ему особенного оттенка?
С развитием музыки минорный лад менялся, добавляя новые «краски» к звучанию уже сложившегося натурального минора. Изменения заключались в появлении знаков альтерации перед некоторыми ступенями и, как следствие, изменении интервалов для этих ступеней. Как и в случае с мажорным ладом, изменялась степень тяготения неустойчивых звуков к устойчивым. В результате появились ещё два вида миноров: гармонический и мелодический.
Рассмотрим в качестве примеров минорные лады на базе натурального Ля-минора. Этот лад удобен для изучения, поскольку не имеет при ключе знаков альтерации. Ниже на рисунке приводим натуральный ля-минор:
Рисунок 1. Натуральный минорный лад
Гармонический минор
Отличие гармонического минора от натурального минора заключается в повышении VII ступени. Это значительно усиливает тяготение восходящего вводного звука к тонике.
Интервалы гармонического минора представляют собой секунды. Вот их порядок: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, ув.2, м.2. На рисунке представлен гармонический минор:
Рисунок 2. Гармонический минор
Сравните звучание VII ступени гармонического и натурального миноров. Тяготение указанной ступени к тонике настолько явно усиливается, что Вы без труда это услышите.
Мелодический минор
Отличие мелодического минора от натурального заключается в повышении VI и VII ступеней. Повышение VI ступени позволяет более равномерно расположить ступени в восходящем движении:
Рисунок 3. Мелодический минор
При нисходящем движении мелодический минор используется довольно редко (как и гармонический). Объясняется это явление просто: нет надобности усиливать тяготение к тонике (на рисунке она обозначена единицей в скобках), если мы идём от неё, но зато нужно вернуть тяготение VI ступени к V ступени.
Отметим, что тональности минорного лада находятся в родственных связях также, как и тональности мажорного лада. При образовании минорных тональностей используются теже основные и производные ступени, что и у мажорного лада.
Параллельные тональности
Параллельными тональностями называют те мажорные и минорные тональности, у которых при ключе одинаковые знаки альтерации. Например, параллельными тональностями будут до-мажор и ля-минор. У обеих тональностей при ключе вообще нет знаков. Или ещё пример: соль-мажор и ми-минор тоже параллельны, т.к. у обеих тональностей при ключе будет фа-диез.
Обратите внимание, что у минора, параллельного мажору, тоника находится на малую терцию ниже. Эту закономерность можно использовать при поисках параллельной мажору тональности.
И у мажоров, и у миноров, знаки альтерации в мелодических и гармонических ладах считаются «случайными», они не выносятся к ключу. Их ставят в музыкальном произведении только там, где необходимо.
Количество мажорных и минорных тональностей совпадают: их по 15. Названия миноров образуются по тому же принципу, что и мажоров. Для буквенного обозначения минорной тональности пишут «moll» или только первую букву: «m». Т.е. ля-минор обозначается как A-moll, либо Am.
Итоги
Вы познакомились с гармоническим и мелодическим минорами.