Редактор, корректор: Полина Полянская
Как создать определенный ряд звуков, способный сделать музыку светлой, радостной?
В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.
Мажорный лад
Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным. Сразу поясним сказанное. Трезвучие — это уже аккорд, о нём — чуть позже, а пока под трезвучием понимаем 3 звука, взятых либо одновременно, либо последовательно. Мажорное трезвучие образовывают звуки, интервалы между которыми составляют терции. Между нижним звуком и средним — большая терция (2 тона); между средним и верхним звуками — малая терция (1.5 тона). Пример мажорного трезвучия:
Рисунок 1. Мажорное трезвучие
Мажорное трезвучие, в основании которого тоника, называется тоническим трезвучием.
Мажорный лад состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором. Вообще говоря, гаммой и называют упорядоченное расположение звуков лада по высоте (от тоники до тоники). Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. Не путайте со ступенями звукоряда — у них обозначений нет. Ниже на рисунке изображены пронумерованные ступени мажорного лада.
Рисунок 2. Ступени мажорного лада
Ступени имеют не только цифровое обозначение, но и самостоятельное называние:
-
Ступень I: тоника (Т);
-
Ступень II: нисходящий вводный звук;
-
Ступень III: медианта (средняя);
-
Ступень IV: субдоминанта (S);
-
Ступень V: доминанта (D);
-
Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта);
-
Ступень VII: восходящий вводный звук.
Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени — побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).
Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.
Коротко о главном
Итак, мажорный лад — это лад, у которого последовательность звуков образует следующую последовательность: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Ещё раз напомним: б.2 — большая секунда, представляет собой целый тон: м.2 — малая секунда, представляет собой полутон. Последовательность звуков мажорного лада изображена на рисунке:
Рисунок 3. Интервалы натурального мажорного лада
На рисунке обозначено:
- б.2 — большая секунда (целый тон);
- м.2 — малая секунда (полутон);
- цифрой 1 указан целый тон. Возможно, так схема читается легче;
- цифрой 0.5 обозначен полутон.
Итоги
Мы познакомились с понятием «лад», подробно разобрали мажорный лад. Из всех названий ступеней чаще всего мы будем пользоваться основными, поэтому их названия и расположения нужно запомнить.