Редактор, корректор: Полина Полянская
Какие варианты названий можно встретить у одной и той же клавиши фортепиано?
В статье «Знаки альтерации» (читать) рассмотрены названия этих знаков. В рамках этой статьи мы рассмотрим, как разные знаки альтерации могут служить для обозначения одного и того же звука.
Энгармонизм звуков
Любой звук может быть построен как повышением основной ноты (находящейся ниже на полутон), так и понижением основной ноты (находящейся выше на полутон).
Рисунок 1. Чёрная клавиша находится между двумя белыми
Посмотрите на рисунок 1. Две стрелки указывают на одну и ту же чёрную клавишу, однако начала стрелок лежат на разных белых клавишах. Красная стрелка обозначает повышение звука, а синяя — понижение. Сходятся обе стрелки на одной и той же чёрной клавише.
В этом примере наша чёрная клавиша даёт звук:
- Соль-диез, если рассматривать вариант с красной стрелкой;
- Ля-бемоль, если рассматривать вариант с синей стрелкой.
На слух, а это важно, соль-диез и ля-бемоль звучат абсолютно одинаково, ведь это одна и та же клавиша. Вот такое равенство нот (т.е. когда они одинаковы по высоте, но имеют различные названия и обозначения) называют энгармонизмом звуков.
Если Вам не совсем понятно, настоятельно рекомендуем посмотреть статью «Знаки альтерации» (читать). Вы сможете послушать звуки, а также увидите наглядно, каким образом получаются названия для чёрных клавиш.
Итог
Энгармонизм звуков — термин, означающий то, что слышится одинаково, но записывается по-разному в зависимости от ситуации.