1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 3.50 (31 Votes)

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какие еще септаккорды популярны в джазовой музыке?

Малым септаккордом называется аккорд, который состоит из четырёх звуков, расположенных по терциям, и содержит интервал малой септимы между нижним и верхним звуками. Именно этот интервал и вошёл как в название аккорда (септаккорд), так и в его обозначение (цифра 7).

Названия звуков, входящих в септаккорд (в любой), показывают названия интервалов от самого нижнего звука до рассматриваемого:

  • Прима. Это самый нижний звук, основание аккорда.
  • Терция. Второй снизу звук. Между этим звуком и примой — интервал «терция».
  • Квинта. Третий звук снизу. От примы до этого звука — интервал «квинта».
  • Септима. Верхний звук (вершина аккорда). Между этим звуком и основанием аккорда — интервал «септима».

В зависимости от вида трезвучия, входящего в состав аккорда, малые септаккорды делятся на три вида:

  1. Малый мажорный септаккорд
  2. Малый минорный септаккорд
  3. Малый вводный септаккорд (ещё его называют полууменьшенным)

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Малый мажорный септаккорд

У этого вида септаккордов нижние три звука образуют мажорное трезвучие, что и отразилось на названии аккорда.

Малый мажорный септаккорд (С7)

Малый мажорный септаккорд

Рисунок 1. Красной скобкой обозначено мажорное трезвучие, синей скобкой — малая септима.

Малый минорный септаккорд

У этого вида септаккордов нижние три звука образуют минорное трезвучие, что тоже видно из названия аккорда.

Малый минорный септаккорд (Сm7)

Малый минорный септаккорд

Рисунок 2. Красной скобкой обозначено минорное трезвучие, синей скобкой — малая септима.

Малый вводный септаккорд

У данного вида септаккордов нижние три звука образуют уменьшенное трезвучие. Этот вид аккордов может быть построен на вводных ступенях лада: на II ступени гармонического мажора или натурального минора, а также на VII ступени в мажоре.

Обращения септаккордов

Обращение септаккорда образуется путём переноса нижних нот на октаву вверх (как и у любых аккордов). Название перенесённого звука при этом не изменяется, т.е. если приму перенести вверх на октаву, она останется примой (не будет «септимой», хотя фактически будет вершиной нового аккорда).

Септаккорд имеет три обращения (названия его обращений основаны на интервалах, входящих в состав обращений):

Первое обращение.Квинтсекстаккорд

Обозначается (6/5). Образуется в результате переноса примы на октаву вверх:

Квинтсекстаккорд

Рисунок 3. Построение первого обращения мажорного септаккорда (С7).

Посмотрите на рисунок. В первом такте изображён септаккорд С7 (нарисован серым цветом), а во втором такте — его первое обращение С6/5. Красной стрелкой показан перенос примы на октаву вверх.

Второе обращение. Терцквартаккорд

Обозначается (4/3). Образуется в результате переноса примы и терции на октаву вверх (либо терции первого обращения, что и показано на рисунке):

Терцквартаккорд

Рисунок 4. Вариант получения терцквартаккорда (2-е обращение)

В первом такте изображён септаккорд (С7), во втором — его первое обращение (С6/5), в третьем такте — его второе обращение (С 4/3). Последовательно перенося нижний звук на октаву вверх, мы получили терцквартаккорд.

Третье обращение. Секундаккорд

Обозначается (2). Образуется в результате переноса примы, терции и квинты септаккорда на октаву вверх. На рисунке показан процесс последовательного получения всех трёх обращений септаккорда:

Секундаккорд

Рисунок 5. Процесс последовательного получения всех трёх обращений септаккорда.

В первом такте изображён септаккорд (С7), во втором — его первое обращение (С6/5), в третьем такте — его второе обращение (С 4/3), в четвёртом — третье обращение (С2). Последовательно перемещая нижние звуки на октаву вверх, мы получили все обращения септаккорда.

И теперь самое время посмотреть наглядно, как это работает, итак:

Малые септаккорды

(Ваш браузер должен поддерживать flash)

Итоги

Вы познакомились с разновидностями малого септаккорда и научились строить их обращения.