1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 3.07 (21 Votes)

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какие септаккорды довольно часто используют в джазе?
Большие септаккорды

Большим септаккордом называется аккорд, который состоит из четырёх звуков, , и содержит между крайними звуками интервал . Именно этот интервал вошёл в название аккорда (септаккорд).

Названия звуков, входящих в септаккорд (в любой, не обязательно большой), показывают названия интервалов от самого нижнего звука до рассматриваемого:

  • Прима. Это самый нижний звук, основание аккорда.
  • Терция. Второй снизу звук. Между этим звуком и примой — интервал «терция».
  • Квинта. Третий звук снизу. От примы до этого звука — интервал «квинта».
  • Септима. Верхний звук (вершина аккорда). Между этим звуком и основанием аккорда — интервал «септима».

В зависимости от вида трезвучия, входящего в состав аккорда, большие септаккорды делятся на три вида:

  1. Большой мажорный септаккорд
  2. Большой минорный септаккорд
  3. Большой увеличенный септаккорд (в практике чаще всего его называют просто увеличенным септаккордом)

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Большой мажорный септаккорд

У данного вида септаккордов нижние три звука образуют мажорное трезвучие, что и отразилось на названии аккорда.

Большой мажорный септаккорд (Сmaj7)

Большой мажорный септаккорд

Рисунок 1. Красной скобкой обозначено мажорное трезвучие, синей скобкой — большая септима.

Большой минорный септаккорд

У данного вида септаккордов нижние три звука образуют минорное трезвучие, что тоже видно из названия аккорда.

Большой минорный септаккорд (Сm+7)

Большой минорный септаккорд

Рисунок 2. Красной скобкой обозначено минорное трезвучие, синей скобкой — большая септима.

Большой увеличенный септаккорд

У данного вида септаккордов нижние три звука образуют увеличенное трезвучие.

Большой увеличенный септаккорд (C5+/maj7)

Большой минорный септаккорд

Рисунок 3. Красной скобкой обозначено увеличенное трезвучие, синей скобкой — большая септима.

Обращения больших септаккордов

Обращение септаккорда образуется путём переноса нижних нот на октаву вверх (как и у любых аккордов). Название перенесённого звука при этом не изменяется, т.е. если приму перенести вверх на октаву, она останется примой (не будет «септимой», хотя фактически будет вершиной нового аккорда).

Септаккорд имеет три обращения (названия его обращений основаны на интервалах, входящих в состав обращений):

Первое обращение. Квинтсекстаккорд.

Обозначается (6/5). Образуется в результате переноса примы на октаву вверх:

Квинтсекстаккорд

Рисунок 4. Построение первого обращения большого мажорного септаккорда

Посмотрите на рисунок. В первом такте изображён большой мажорный септаккорд (нарисован серым цветом), а во втором такте — его первое обращение. Красной стрелкой показан перенос примы на октаву вверх.

Второе обращение. Терцквартаккорд

Обозначается (4/3). Образуется в результате переноса примы и терции на октаву вверх (либо терции первого обращения, что и показано на рисунке):

Терцквартаккорд

Рисунок 5. Вариант получения терцквартаккорда (2-е обращение)

В первом такте изображён большой мажорный септаккорд, во втором — его первое обращение, в третьем такте — его второе обращение. Последовательно перенося нижние звуки на октаву вверх, мы получили терцквартаккорд.

Третье обращение. Секундаккорд.

Обозначается (2). Образуется в результате переноса примы, терции и квинты септаккорда на октаву вверх. На рисунке показан процесс построения всех трёх обращений большого мажорного септаккорда Сmaj7:

Секундаккорд

Рисунок 6. Изображён процесс получения всех трёх обращений септаккорда.

В первом такте изображён большой мажорный септаккорд, во втором — его первое обращение, в третьем такте — его второе обращение, в четвёртом — третье обращение. Последовательно перенося нижние звуки на октаву вверх, мы получили все обращения септаккорда.

Большие септаккорды

(Ваш браузер должен поддерживать flash)

Итоги

Вы познакомились еще с несколькими полезными септаккордами и научились строить их обращения.